Бюджет был составлен Правительством РФ, профильными министерствами и комитетом Госдумы по бюджету и налогам. Совет Госдумы планирует рассмотреть весь бюджетный пакет в I чтении за 26 и 27 октября.
Необходимо, чтобы никакие помехи не помешали выполнению социальных обязательств, и в Госдуме будут это проверять, сказал председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Кстати, полный пакет включает основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития, проекты бюджетов внебюджетных фондов и др. Всего более 7 тыс. страниц.
Итак, запланированные доходы:
- в 2023 году — 26,13 трлн. рублей (17,4% ВВП);
- в 2024 — 27,24 трлн.;
- 2025 — 27,98 трлн.
Расходы:
- в 2023 году — 29,06 трлн. рублей (19,4% ВВП)
- в 2024 — 29,43 трлн.;
- 2025 — 29,24 трлн.
Доходы в следующем году будут меньше, чем в текущем, но больше, чем в 2021-ом. Расходы в следующем году по сравнению с этим годом увеличатся.
Дефицит бюджета
- на 2023 год — 2,9 трлн. рублей (2% ВВП);
- на 2024 — 1,4% ВВП;
- 2025 — 0,7%.
При составлении бюджета опирались на базовый вариант прогноза социально-экономического развития, по которому уже в 2024 году запланирован рост экономики. В следующем году объём ВВП сократится на 0,8%, но уже в 2024-м и 2025-м вернётся к росту и будет ежегодно прибавлять 2,6%.
Говоря о бюджете, не можем обойти нашу любимую тему — собираемость налогов, и тут есть очень интересные цифры. Согласно данным Росстата, компании накопили огромные долги по налогам. А ФНС утверждает, что поступления с бюджет растут, — эта тенденция неизменная, что бы ни происходило.
Интересно, что цифры Росстата говорят о том, что российские компании в первом полугодии текущего года практически перестали платить налоги.
Общая просрочка по налогам и взносам за первые полгода достигла 114,7 млрд. рублей, подсчитали в Moscowtimes.
Как сообщается, если тенденция сохранится, размер задолженности побьёт рекорд начала 90-ых годов.
Первый пик неплатежей пришелся на март — долги выросли на 40% с 49 до 69 млрд. рублей. В апреле рост составил 3%, в мае ещё 17%.
Основные неплательщики — это компании, добывающие полезные ископаемые, их долг вырос в 5 раз, просрочка по долгам в нефтегазовом секторе выросла на 576%, добытчиков угля на 23%. Производители лекарств и медтехники также должны бюджету в 5,5 раз больше, далее идут строительные компании, производители электроники, оптики, компьютеров, электрооборудования, и автопром.
Поступления снизились по сырьевым налогам на 22%, по НДС на 40%, по акцизам на 26%, по налогу на прибыль на 32%.
А по данным ФНС, за 6 месяцев поступления растут:
- в консолидированный бюджет поступило 16,9 трлн. рублей — на 32% или 4,1 трлн., больше аналогичного периода прошлого года;
- в федеральный бюджет — 9,8 трлн., что на 37% или на 2,6 трлн. больше;
- НДПИ на нефть, газ и НДД — 4,7 трлн. что в 1,6 раза или на 1,8 трлн. больше;
- ненефтегазовые поступления — плюс 24% или 2,3 трлн. рублей.
В ФНС объясняют такую картину цифровизацией и улучшением налогового администрирования. Вот, например, бывшие ранее основным инструментов выездные налоговые проверки превратились в очень редкое явление. За последние 10 лет их стало почти на 86% меньше, но при этом среднее доначисление выросло почти в 10 раз (за этот же период)
Количество проверок в год сократилось с 52 до 7 тыс., а среднее доначисление выросло с 5 до 52 млн. рублей.
Проверки заменяются так называемыми «побудительными процедурами», а более половины доначисленных налогов уплачиваются добровольно.