Изменения предусматривают дополнительную защиту финансов граждан от мошенников.
Банки должны будут проверять транзакции на признаки мошенничества и приостанавливать подозрительные операции между счетами физических лиц, даже если будет согласие владельца счёта. Причём проверку должны проводить и банк-отправитель и банк-получатель денежных средств. Срок приостановки — 2 дня. Как указывают инициаторы законопроекта, «за 2 дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику».
При недостаточной защите банкам придётся возвращать гражданам украденные деньги, переведённые злоумышленникам. Срок на возврат — в течение 30 дней.
В помощь банкам дадут базу данных Банка России о случаях и попытках несанкционированных переводов без согласия клиентов. Она формируется на основе информации, полученной от банков и операторов платёжных систем по большому количеству параметров.
Как сказано в пояснительно записке к законопроекту, нормы законодательства требуют актуализации в связи с возрастающей ролью безналичных расчётов, чему способствует развитие современных технологий.
Такими же темпами растёт количество мошеннических операций с использованием платёжных карт, большую часть из которых составляют операции с использованием методов социальной инженерии.
Эта проблема влияет на уровень доверия населения к дистанционным платёжным сервисам и к кредитно-финансовой системе в целом, переживают инициаторы законопроекта, и приводят статистику.
Количество мошеннических операций по переводу денежных средств в 2021 году выросло почти на 34%. до 1 млн. В 2020 году это было 773 тыс. операций.
Доля операций с использованием методов социальной инженерии снизилась с 62 до 49%. Объём вырос на 39% до 13,6 трлн. рублей. В 2020 году — 9,8 трлн.
В 2021 году Банк России выявил и отправил операторам связи 179 тыс. номеров телефонов мошенников. Это почти в 7 раз превышает показатели 2020 года, когда было выявлено 26 тыс. телефонных номеров.
Также в 2021 году операторами было заблокировано более 2 млн. вызовов, осуществлённых мошенниками с использованием технологии подмены номера.
Добавим от себя, что ранее в Минцифры сообщали, что на сегодняшний день до 80% мошеннических звонков совершается с помощью WhatsApp. Совместная работа ведомства с операторами и ответственность за пропуск трафика с подменных номеров дали свой эффект, однако мессенджеры продолжают использоваться мошенниками.
И хотим напомнить, что июне 2023 года Банк России утвердил «Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на 2023-25 годы», которые содержат план работ по усовершенствованию защиты прав потребителей финансовых услуг и повышению доверия к цифровым технологиям.
Планируется:
- улучшить механизм возврата похищенных денежных средств;
- ввести самозапрет на выдачу онлайн-кредитов и займов;
- ужесточить требования к проверке потенциального заёмщика до одобрения заявки;
- повысить качество сведений о платёжных реквизитах злоумышленников в информационном обмене между банками;
- привлечь к борьбе с мошенничеством операторов связи и наладить между ними и банками обмен информацией;
- предоставить пострадавшим возможность подать через портал «Госуслуги» и онлайн-сервисы банков заявление в полицию, что позволит заинтересованным сторонам оперативно учитывать такую информацию и др.