Сколько собрали налогов
Накануне мы рассказывали о мнении руководителя Сбера в отношении малых и средних предприятий и их вклада в экономику страны. Но не можем пройти мимо выступления главы Федеральной налоговый службы, который в общем и целом рассказал о работе службы за последнее время.
Во-первых, конечно, он рассказал, сколько в прошлом году было собрано налогов. Например, поступления в консолидированный бюджет от МСП выросли на 10% по сравнению с 2021 годом и составили 4,7 трлн. рублей.
- Страховых взносов собрали 1,5 трлн., что на 0,6% больше показателей 2021 года;
- НДФЛ — 1,4 трлн., на 14% больше;
- налог на прибыль — 870 млрд., рост на 14%;
- УСН и ЕСХН — 855 млрд., на 17% больше;
- ПСН — 37 млрд., рост на 5%.
Отраслевые проекты
Возможно, вы уже и забыли, что с 2021 года ФНС проводит отраслевые проекты «Общественное питание» и «Исключение недобросовестного поведения налогоплательщиков на рынках», однако они работают и приносят свои результаты.
Как сообщил руководитель ФНС, освобождение в 2022 году общепита от НДС принесло бюджету дополнительные 2,5 млрд. рублей. Но это, вероятно не предел, т.к. глава службы предупредил бизнес о возможных последствиях сокрытия доходов и неуплаты налогов.
«Про общественное питание, мы подсчитали, у нас плюс 2,5 млрд. рублей чисто налогов мы получили от отрасли за счёт этого назовём его микроналогового манёвра. Но при этом, не сочтите за неуважение, мы видим компании, которые не показывают выручку в общепите. Мы далеки от того, что очень бы мечтали открывать главу «Налоговый контроль» Налогового кодекса в этой части, но иначе будет неравная конкуренция, поэтому будем считать это последним китайским предупреждением», — сказал Даниил Егоров.
Напомним, что перед «обелением» общепита и рынков ФНС провела отраслевые проекты в агропромышленном секторе, ритейле, дистрибуции электроники, затем взялись за клининг, общепит и рынки, далее в планах автоперевозки, охранная деятельность и строительство.
Цель таких проектов — легализация отрасли, борьба с сокрытием выручки, прекращение налоговых схем. Кстати, одной из главных проблем «обеления» в случае с общепитом глава ФНС назвал уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов.
«Они очень серьёзной нагрузкой ложатся на предприятия, где доля затрат на труд (а в малом бизнесе это более чем частое явление) является больше, чем у среднестатистической компании, добывающей компании или какой-то ещё», — сказал Даниил Егоров.
Работа с долгами по налогам
Также руководитель ФНС сообщил, что в 2022 году бизнесу было предоставлено рассрочек по налогам на 670 млрд. рублей рассрочек через площадку по реструктуризации долга.
«Более 70% компаний в стране — это малый бизнес, обеспечивающий пятую часть доходов бюджета. И важное направление работы службы — сохранение компаний и их капиталов. Для этого в прошлом году была создана площадка по реструктуризации долга, на которой были собраны все кредиторы 2 тыс. организаций, обратившихся за помощью. 62% из них относились к малому бизнесу.
Всего было предоставлено 670 млрд. рублей рассрочек, что позволило им покрыть кассовый разрыв, продолжить работу и сохранить более 120 тыс. человек персонала. При этом на сегодня 96 копеек с каждого рубля по наступившим срокам уже поступило в бюджет, то есть погашено 592 млрд. рублей. Ни один бизнес после реструктуризации не ушёл в банкротство, а значит — это ещё больший плюс бюджетам», — сказал Даниил Егоров.
О микро, малых и средних предприятиях
Также был затронут вопрос о росте и развитии компаний — почему компании из микро (с выручкой до 120 млн. рублей в год) не вырастают в малый бизнес (с выручкой до 800 млн. рублей в год), и далее.
По словам главы ФНС, у нас в стране резко снижается число компаний, когда они переваливают цифру 10 млн. рублей годовой выручки, т.е. «мы «сидим» в микробизнесе». Совсем немногим компаниям удаётся «перерасти» льготные налоговые режимы и перейти на ОСНО. Однако вопрос, что мешает росту предприятий, не до конца исследован.
«Сколько компаний выходят из малого бизнеса и попадают в «нормальное налогообложение»? Чуть больше тысячи компаний в год. Это даже не несерьёзно», — сказал Даниил Егоров.
Одной из причин нежелания компаний расти руководитель ФНС назвал множество льгот для субъектов МСП — у предпринимателей есть «мотивация так или иначе пользоваться более льготными ставками». ФНС формирует барьеры, чтобы массово не регистрировались фейковые компании и фирмы-однодневки, однако пока переломить тенденцию не получается.
Кстати, возник вопрос и пересмотре порогов для малого и среднего бизнеса (уровень годовой выручки, размер основных средств, размер штата). Однако глава ФНС сказал, что повода для их пересмотра нет.
«Нам что, каждый раз придётся отвечать на этот переход из одного состояния в другое расширением порогов? Или там могут быть включены другие инструменты, которые могут подхватывать компании для перехода в обычное налогообложение, в состояние среднего бизнеса?» — сказал Даниил Егоров.
Про современные налоговые режимы
Руководитель ФНС напомнил, что в 2019 году появился «Налог на профессиональный доход», который на данный момент стал самым большим добровольным специальным налоговым режимом. Более 50% людей, которые теперь его используют, ранее скрывали свои доходы от государства.
«Когда мы снимаем с людей нагрузку по уплате налогов, делаем регистрацию легче, когда она происходит на тех платформах, которые человек применяет в своей деятельности, — они этим пользуются. Ценность в том, чтобы человек мог легко и свободно работать», — сказал Даниил Егоров.
Логичным продолжением НПД явилась «Автоматизированная упрощённая система налогообложения». Как сообщил глава ФНС, эта система является инвестицией государства, которая поможет самозанятым перейти на следующий уровень, т.е. создать микро или малое предприятие. Вскоре пилотный проект собираются распространить на другие регионы.