Немного предыстории
Маркировка «Честный знак» стартовала ещё в 2019 году, однако всё это время не было ответственного госоргана по контролю за ней. И вот буквально накануне Правительство расширило полномочия Роспотребнадзора по контролю за обязательной маркировкой товаров (постановление Правительства № 1730 от 18.10.23).
Как сообщали в Центре развития перспективных технологий (оператор маркировки), ранее Роспотребнадзор фиксировал нарушения, но не мог их пресекать в связи с отсутствием полномочий и наличием моратория на проверки бизнеса. Вообще не применялась на практике ст. 15.12.1 КоАП РФ, в которой прописана ответственность за непредставление или представление с нарушениями сведений в «Честный знак».
Теперь Роспотребнадзор наделён соответствующими полномочиями и может инициировать внеплановые проверки, ориентируясь на «срабатывание» индикатора риска (а не только на жалобы потребителей).
Новые индикаторы
Вместо 4 индикаторов, значившихся в перечне до этого, у Роспотребнадзора теперь 30 индикаторов, 29 из которых связаны с системой маркировки, откуда ведомство намерено получать сведения.
Разработаны они для следующих групп товаров:
- упакованная питьевая вода;
- молочная продукция;
- товары лёгкой промышленности;0
- обувь;
- парфюм;
- фототехника;
- меховые изделия;
- шины;
- табачная, никотинсодержащая продукция, устройства для курения.
По всем группам товаров есть общий индикатор — свидетельствовать о возможных нарушениях будет, если в системе маркировки обнаружатся сведения о реализации в торговой точке продукции с указанием кодов, не содержащихся в системе маркировки.
Отличаются только объёмы такой реализации. Для табачной и подобной продукции, а также для шин — это более 25%, для упакованной питьевой воды — 150%, по товарам лёгкой промышленности, обуви — 75%, парфюм — 50%, молочная продукция — более среднего объёма, по фототехнике и меховым изделиям — без указания объёмов.
С чем будут сравнивать — с объёмами реализации «в одном объекте розничной продажи в Российской Федерации за этот же календарный месяц».
Аналогичные параметры установлены для оценки объёмов реализации товаров с указанием кодов, уже выведенных из оборота, а также объёмов реализации товаров, которые не были введены в оборот. Также будут сравнивать с объёмами реализации «за этот же календарный месяц в другой торговой точке в РФ».
Не совсем понятно, как будет реализовано (пока выглядит как «средняя температура по больнице»). Видимо, существуют усреднённые показатели, с которыми и будут вести сравнение.
Установлены и более узкие границы для сравнения, например, по табачной продукции. Роспотребнадзор считает подозрительным, если в системе маркировки окажутся сведения о торговых точках, реализующих продукцию в объёмах менее 50% «в сравнении со средним объёмом реализации другими точками в пределах одного муниципального образования» (не по РФ, что уже неплохо).
Ещё один индикатор возможных нарушений — обнаружение в системе маркировки на последний день месяца остатков продукции со большим сроком оборота. Для табачной и подобной продукции — это 15 месяцев, для лёгкой промышленности — 24 месяца, для обуви, парфюмерии шин — 24 месяца.
Отдельный индикатор установлен для молочной продукции — если система маркировки укажет на реализацию продукции с истекшим сроком годности в объёме более 5% среднего объёма реализации за этот же месяц в одном объекте в РФ.
И по шинам — наличие сведений о реализации шин, не имеющих соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза.
И лишь один из всех индикатор связан с жалобами граждан и других лиц на наличие в обороте товаров, на которых содержится незаконное воспроизведение средств индивидуализации (например, чужой товарный знак и т.п.).
Если что-то из этого обнаружится, то Роспотребнадзор может организовать внеплановую проверку, т.к. на плановые сейчас мораторий, а внеплановые возможны либо по жалобам, либо на основании срабатывания индикаторов риска.
Все индикаторы будут применяться к офнлайн и онлайн магазинам, в т.ч. к агрегаторам (маркетплейсам).
Кстати, общественные представители уже требуют отмены моратория на проверки, потому что это ведёт к созданию угрозы жизни и здоровью людей и социально-политическим проблемам.