+7 (812) 209-16-60

Инновации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и коммерческих нужд

Накануне Госдума приняла и Совет Федерации одобрил законопроект, которым вносятся поправки в № 44-ФЗ от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ими значительно упрощаются правила контрактной системы госзакупок. А Минфин разработал постановление Правительства, которое вступит в силу осенью.

22.06.2021

Чего ждать от законопроекта

Главное в поправках в закон, во-первых, введение электронного документооборота, которые так любит налоговая служба, потому что такой массив информации легче получить и обработать. А второе — упрощение правил госзакупок для малых и средних предприятий.

Как отмечается в пояснительной записке, чиновники усовершенствовали порядок осуществления закупок, сохранив интересы и заказчиков, и исполнителей.

Электронный документооборот

Итак, электронный документооборот добрался до госзакупок. Только накануне мы писали об ЭДО в кадрах и перевозках. Теперь вводится электронный документооборот от начала и до конца закупки, что позволит формировать все документы в электронной форме. До вступления в силу поправок это возможно только для отдельных этапов. 

При ЭДО исключается необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, т.к. информация будет включаться в извещение, формируемое в электронной форме.

Кроме того, для упрощения определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено значительное сокращение требований к документации о закупках. 

Некоторые процессы будут автоматизированы. Например, при проведении электронных процедур выписка из ЕГРЮЛ на возможного исполнителя будет предоставляться заказчику автоматически, её не нужно будет включать в состав заявки. Оставят обычный порядок для конкурса и аукциона, т.к. здесь не используются информационные системы (там соблюдается гостайна и другие факторы).

Кроме того, документооборот между заказчиком и ФАС при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также переводится в электронную форму. Уточняются требования к составу информации для размещения в реестре.

В общем, планируется совершенствование и автоматизация закупочных процессов, в т.ч. идущих вслед за подписанием контракта. 

Упрощается порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Будет сокращено количество способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с 11 до 3 наиболее распространённых — конкурс, аукцион, запрос котировок. 

Исключаются 2-этапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер, дублируют другие процедуры, а некоторые фактически не применяются.

В частности, вместо двухэтапного конкурса будет введена возможность обсуждения заказчиком с потенциальными исполнителями предполагаемого объекта закупки до размещения извещения об осуществлении закупки. А требования к участникам, которые предъявлялись при проведении конкурсов с ограниченным участием, распространятся на случаи проведения открытых конкурсов.

Появится перечень случаев для проведения «срочных» закупок, это послужит повышению скорости удовлетворения потребностей заказчика: подача заявок — 4 рабочих дня, рассмотрение — 2 рабочих дня, заключение контракта — 1 рабочий день.

Кроме того, вводится дополнительная возможность проведения совместных конкурсов и аукционов одновременно несколькими органами, например, станут возможны совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Унифицируется порядок осуществления заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами.

Наконец, сокращаются до минимума и унифицируются сроки осуществления всех этапов закупки при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Как отмечают чиновники, дальнейшее сокращение сроков невозможно, иначе это вступит в противоречие с требованиями Договора о ЕАЭС.

Исключаются недобросовестные участники и фирмы-однодневки

Для определения надёжности подрядчиков усиливаются требования к их квалификации. Например, после вступления в силу поправок, к закупкам на сумму более 20 млн. рублей будут допускаться только участники с успешным опытом исполнения госконтрактов. 

Будет введён рейтинг деловой репутации участников закупки. Порядок его формирования и применения ещё должно разработать Правительство. 

Устанавливают новые штрафы и другие санкции за нарушение процедуры государственных или муниципальных закупок. Интересное нововведение — универсальная предквалификация. 

Отдельные льготы даются МСП

Субъекты МСП смогут получать банковские гарантии от ВЭБа и региональных гарантийных организаций.

Как это происходит сейчас — заказчики сами определяют перечень банков, которые выдают банковские гарантии для участия в закупках. Со вступлением поправок в силу всё изменится.

Государственные и муниципальные заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП и социально ориентированных НКО в размере не менее 25% совокупного годового объёма закупок, предусмотренного планом-графиком (сейчас это 15%).

Интересно, что закупки МСП в большинстве своём невелики по объёму, а при организации закупок до 600 тыс. рублей в нашей стране не предусмотрено никаких регламентов, что создает коррупционные риски.

В Казначействе недавно подсчитали, что регулирование доли закупок у МСП позволило довести их объём до 3,9 трлн. рублей, 2,9 трлн. рублей обеспечили прямые закупки у МСП. Что является 30-50% от объёма оплаты текущего года.

Что предлагает Минфин

Тут речь уже идёт не только о госзакупках, но и закупках № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Подготовлено постановление Правительства, которое увеличивает минимальную обязательную долю закупок у субъектов МСП с 20 до 30% от годового объёма закупок заказчика. Эту обязательную минимальную долю должны будут обеспечить все заказчики по № 223-ФЗ.

Также увеличится предельный размер начальной цены договора «спецторгов» для МСП — в 2 раза до 800 млн рублей.

И, конечно же, между корпорацией МСП и заказчиками запустят электронный документооборот.

Постановление Правительства вступает в силу с 1 октября 2021 года.

По информации Корпорации МСП, коммерческие заказчики довели объём закупок до 1 трлн. рублей (цифры с начала года), 56 тыс. МСП заключили договоры с крупнейшими заказчиками, прирост по сравнению с прошлым годом почти 15% (плюс 134 млрд. рублей).

Что ещё нового в поправках в закон

  • Появилось требование к минимальному размеру (не менее 10% от цены контракта) обеспечения исполнения контракта. 
  • Прописано отсутствии необходимости представления участниками согласия на обработку персональных данных.
  • Урегулирован вопрос конфиденциальности по сведениям в единой информационной системе, она сохраняется в части информации, содержащейся в заявке с момента ее подачи участником закупки и до момента направления заказчику.
  • Также урегулирован вопрос о том, кому может быть предоставлена информация.
  • Дополнительная проверка при проведении запроса котировок в электронной форме может быть исключена.
  • Затронут вопрос проведения общественного обсуждения закупок, его порядок также упрощён. Был проведён анализ, который показал, что на более 80% процедур обычно не присутствует ни один участник обсуждений. А присутствовавшие интересовались информацией об объекте, сроках и т.д., что составляет основу извещения и документации о закупке. Наиболее востребованным способом является ответ заказчиков на электронные запросы по разъяснению информации.
  • Положения закона вводятся в соответствие с положениями № 127-ФЗ от 4.06.18 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств» в части установления оснований для отклонения заявок. 
  • Появляются новые закрытые способы закупок для обеспечения обороны страны, безопасности государства и защиты информации. 

В целом закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Читайте также

06 декабря 2024
Когда вносить изменения в учётную политику

В Минфине ответили, когда можно вносить изменения в учётную политику организации.

05 декабря 2024
ФНС оштрафовала граждан и бизнес на рекордную сумму

Сумма штрафов и пеней, которые начислила ФНС физлицам и бизнесу за 10 месяцев 2024 года, в 2,5 раза больше суммы за аналогичный период 2023 года. Причём штрафы составляют только около 6% этой суммы.

04 декабря 2024
Как перейти на ЕСХН с 2025 года

Напоминаем, когда нужно подать уведомление в ФНС, чтобы с 1 января 2025 года уплачивать единый сельскохозяйственный налог.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить