Чего ждать от законопроекта
Главное в поправках в закон, во-первых, введение электронного документооборота, которые так любит налоговая служба, потому что такой массив информации легче получить и обработать. А второе — упрощение правил госзакупок для малых и средних предприятий.
Как отмечается в пояснительной записке, чиновники усовершенствовали порядок осуществления закупок, сохранив интересы и заказчиков, и исполнителей.
Электронный документооборот
Итак, электронный документооборот добрался до госзакупок. Только накануне мы писали об ЭДО в кадрах и перевозках. Теперь вводится электронный документооборот от начала и до конца закупки, что позволит формировать все документы в электронной форме. До вступления в силу поправок это возможно только для отдельных этапов.
При ЭДО исключается необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, т.к. информация будет включаться в извещение, формируемое в электронной форме.
Кроме того, для упрощения определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено значительное сокращение требований к документации о закупках.
Некоторые процессы будут автоматизированы. Например, при проведении электронных процедур выписка из ЕГРЮЛ на возможного исполнителя будет предоставляться заказчику автоматически, её не нужно будет включать в состав заявки. Оставят обычный порядок для конкурса и аукциона, т.к. здесь не используются информационные системы (там соблюдается гостайна и другие факторы).
Кроме того, документооборот между заказчиком и ФАС при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также переводится в электронную форму. Уточняются требования к составу информации для размещения в реестре.
В общем, планируется совершенствование и автоматизация закупочных процессов, в т.ч. идущих вслед за подписанием контракта.
Упрощается порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Будет сокращено количество способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с 11 до 3 наиболее распространённых — конкурс, аукцион, запрос котировок.
Исключаются 2-этапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер, дублируют другие процедуры, а некоторые фактически не применяются.
В частности, вместо двухэтапного конкурса будет введена возможность обсуждения заказчиком с потенциальными исполнителями предполагаемого объекта закупки до размещения извещения об осуществлении закупки. А требования к участникам, которые предъявлялись при проведении конкурсов с ограниченным участием, распространятся на случаи проведения открытых конкурсов.
Появится перечень случаев для проведения «срочных» закупок, это послужит повышению скорости удовлетворения потребностей заказчика: подача заявок — 4 рабочих дня, рассмотрение — 2 рабочих дня, заключение контракта — 1 рабочий день.
Кроме того, вводится дополнительная возможность проведения совместных конкурсов и аукционов одновременно несколькими органами, например, станут возможны совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.
Унифицируется порядок осуществления заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами.
Наконец, сокращаются до минимума и унифицируются сроки осуществления всех этапов закупки при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Как отмечают чиновники, дальнейшее сокращение сроков невозможно, иначе это вступит в противоречие с требованиями Договора о ЕАЭС.
Исключаются недобросовестные участники и фирмы-однодневки
Для определения надёжности подрядчиков усиливаются требования к их квалификации. Например, после вступления в силу поправок, к закупкам на сумму более 20 млн. рублей будут допускаться только участники с успешным опытом исполнения госконтрактов.
Будет введён рейтинг деловой репутации участников закупки. Порядок его формирования и применения ещё должно разработать Правительство.
Устанавливают новые штрафы и другие санкции за нарушение процедуры государственных или муниципальных закупок. Интересное нововведение — универсальная предквалификация.
Отдельные льготы даются МСП
Субъекты МСП смогут получать банковские гарантии от ВЭБа и региональных гарантийных организаций.
Как это происходит сейчас — заказчики сами определяют перечень банков, которые выдают банковские гарантии для участия в закупках. Со вступлением поправок в силу всё изменится.
Государственные и муниципальные заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП и социально ориентированных НКО в размере не менее 25% совокупного годового объёма закупок, предусмотренного планом-графиком (сейчас это 15%).
Интересно, что закупки МСП в большинстве своём невелики по объёму, а при организации закупок до 600 тыс. рублей в нашей стране не предусмотрено никаких регламентов, что создает коррупционные риски.
В Казначействе недавно подсчитали, что регулирование доли закупок у МСП позволило довести их объём до 3,9 трлн. рублей, 2,9 трлн. рублей обеспечили прямые закупки у МСП. Что является 30-50% от объёма оплаты текущего года.
Что предлагает Минфин
Тут речь уже идёт не только о госзакупках, но и закупках № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Подготовлено постановление Правительства, которое увеличивает минимальную обязательную долю закупок у субъектов МСП с 20 до 30% от годового объёма закупок заказчика. Эту обязательную минимальную долю должны будут обеспечить все заказчики по № 223-ФЗ.
Также увеличится предельный размер начальной цены договора «спецторгов» для МСП — в 2 раза до 800 млн рублей.
И, конечно же, между корпорацией МСП и заказчиками запустят электронный документооборот.
Постановление Правительства вступает в силу с 1 октября 2021 года.
По информации Корпорации МСП, коммерческие заказчики довели объём закупок до 1 трлн. рублей (цифры с начала года), 56 тыс. МСП заключили договоры с крупнейшими заказчиками, прирост по сравнению с прошлым годом почти 15% (плюс 134 млрд. рублей).
Что ещё нового в поправках в закон
- Появилось требование к минимальному размеру (не менее 10% от цены контракта) обеспечения исполнения контракта.
- Прописано отсутствии необходимости представления участниками согласия на обработку персональных данных.
- Урегулирован вопрос конфиденциальности по сведениям в единой информационной системе, она сохраняется в части информации, содержащейся в заявке с момента ее подачи участником закупки и до момента направления заказчику.
- Также урегулирован вопрос о том, кому может быть предоставлена информация.
- Дополнительная проверка при проведении запроса котировок в электронной форме может быть исключена.
- Затронут вопрос проведения общественного обсуждения закупок, его порядок также упрощён. Был проведён анализ, который показал, что на более 80% процедур обычно не присутствует ни один участник обсуждений. А присутствовавшие интересовались информацией об объекте, сроках и т.д., что составляет основу извещения и документации о закупке. Наиболее востребованным способом является ответ заказчиков на электронные запросы по разъяснению информации.
- Положения закона вводятся в соответствие с положениями № 127-ФЗ от 4.06.18 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств» в части установления оснований для отклонения заявок.
- Появляются новые закрытые способы закупок для обеспечения обороны страны, безопасности государства и защиты информации.
В целом закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.