Согласно прогнозу, по итогам 2021 года чистая прибыль банков может достичь 2,5 трлн. рублей, что станет рекордом.
Это данные Центробанка, который подчитал также, что 85% прибыли было получено системно значимыми финансовыми организациями. В целом же, в стране насчитывается 259 прибыльных банков.
Интересно, что при этом на рынке потребительского кредитования есть устойчивая тенденция роста объёмов просроченной задолженности. Это касается и кредитных карт, и кредитов наличными, и автокредитования. Т.е. кредиты выдаются, свои проценты банк получает, но выплачивать население уже не в состоянии.
Кроме того, в прибыли банков есть значительная доля поступлений от малого и среднего бизнеса. Это эквайринг (2% и более от суммы расчёта), комиссии за переводы и вывод денежных средств с расчётных счетов (10% и более от суммы расчётов), кредиты предпринимателям под залог, который всегда оценивается ниже рыночной стоимости, и в итоге отходит банку, и др.
О рекордной прибыли банков говорила и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на прошлой неделе XVIII Международном банковском форуме. Она напомнила, что в этом году у банков будет большая прибыль и предложила направить её в инвестирование инноваций и собственную трансформацию.
«У нас очень интересная ситуация: есть невероятно инновационные банки, и не только крупные, в т.ч. банки, которые становятся ядром экосистем. И есть те, и их немало, кто не инвестирует в собственную цифровую трансформацию, и часто смотрит на это как на необязательную составляющую бизнеса, понимая, что эти инвестиции недешёвые, что можно избежать такой цифровой трансформации. Но я хочу всем задать вопрос: уверены ли вы, что через 5 лет не будете кусать локти, потому что, на взгляд регулятора, такая цифровая трансформация неизбежна». — сказала руководитель ЦБ.
Центробанк активно стоит планы, как регулировать взаимоотношения между банками и другими финансовыми и нефинансовыми организациями. В частности, содействовать конкуренции — ввести категорию небанковских поставщиков платёжных услуг для граждан и бизнеса, что позволит снизить комиссии за такие услуги.
Также планируется поддержка инноваций, ограничение рисков финансовой системы, повышение доступности и качества услуг для потребителей и др. Или вот регулирование экосистем, которое ЦБ сейчас активно обсуждает с рынком.
«Хочу ещё раз подчеркнуть, что в отличие от регуляторов многих других стран, мы не планируем запрещать банкам заниматься новыми видами бизнеса, потому что видим плюсы от развития технологий для них самих, для их клиентов, но при этом мы хотим, чтобы были ограничены риски концентрации таких вложений, чтобы такая деятельность не создавала угрозу для вкладчиков и финансовой стабильности», — сказала она.
Кстати, на экосистемы ЦБ обратил пристальное внимание только в этом году. В начале лета был опубликован доклад «Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы». В котором регулятор поясняет свою позицию.
Почему банкам нельзя развиваться в этом направлении. В ЦБ считают, что основная функция банка — быть проводником денег в экономику за счёт кредитов, а не инвестиции в нефинансовый бизнес.
- Активы, к которым нет требований по возврату денег, увеличивают давление на капитал банка и представляют угрозу для кредиторов и вкладчиков.
- Увеличивается риск перетока клиентов из других банков в экосистемы, что нарушает принципы конкуренции.
- Экосистемы могут манипулировать потреблением пользователей, т.к. собирают большие массивы данных.
Есть, конечно, и плюсы — экосистемы может улучшить качество жизни клиентов, если будет добросовестно использовать собранные дополнительные данные, например, для более точной оценки кредитных рисков и таргетирования продаж финансовых продуктов.
Что делать — есть разные варианты, но оптимальный ограничить размер капитала, который банки смогут инвестировать в покупку непрофильных активов, до 30%
Сейчас нет ограничений, но у самого динамично развивающегося в этом направлении «Сбера» непрофильные активы занимают 5% в операционном доходе и около 3% в активах. Правда, к 2030 году банк планирует, что нефинансовые сервисы будут приносить до 30% доходов.
Почему такая мера будет действенной — потому что в случае успеха проекта, акционеры получат доход. А если выручки не будет, то это не затронет деньги клиентов.
В банках, конечно не совсем согласны с таким подходом и жалуются, что ЦБ ограничивает их в выстраивании собственного «клиенткского пути».
Банковские экосистемы — это особенность российского рынка, отмечается в докладе. Зарубежные банки редко выходят за пределы финансового сектора из-за регуляторных ограничений.
За рубежом экосистемы строят технологические компании (Google, Apple, Alibaba и др.) для улучшения своего сервиса.
В России «есть крупные банки, сопоставимые с технологическими компаниями по онлайн-аудитории и в ряде случаев превосходящие их по финансовым возможностям», говорится в докладе.
Кстати, не так давно Яндекс, Ozon, Wildberries и МТС приобрели в свои экосистему банки, поэтому на них также будет направлено регулирование Центробанка.
Предлагаем вам несколько слайдов из доклада.