Планируется в несколько раз сократить количество документов и время, необходимые для получения лицензий для некоторых направлений бизнеса.
Первый этап реформы начался летом после принятия постановления Правительства № 1279 от 30.07.21 «О проведении эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования».
Второй этап стартовал в начале декабря и продлится до конца года.
Эксперимент заключается в том, что организации, ИП и физлица могут подать заявление на получение лицензии в упрощённом порядке — через портал «Госуслуг». Там же к заявлению можно прикрепить необходимые документы в электронном виде. Подавать документы на бумажном носителе не нужно.
В дальнейшем предполагается, что заявление и пакет документов на выдачу разрешения будут формироваться автоматически благодаря межведомственному электронному взаимодействию с информационными системами, содержащими запрашиваемые сведения. Это уже следующий этап, который продлится до 1 июля 2022 года.
Сегодня в эксперименте участвуют:
- МЧС — лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности;
- Росздравнадзор — лицензирование фармацевтической деятельности;
- Росаккредитация — аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации;
- Минпромторг — производство лекарств, разработка, производство и ремонт авиатехники, боеприпасов и пиротехники, гражданского и служебного оружия, военной техники, а также хранение и уничтожение химического оружия.
Доля заявлений, поданных в электронном виде в МЧС за 4 месяца эксперимента, превысила 12%, в Росаккредитацию — 33%, в Росздравнадзора — 3%. Минпромторг выдал более 250 лицензий и оцифровал данные о 5 тыс. лицензий, выданных ранее. Теперь в ведомстве планируют перейти на такую модель оказания услуг, не связанных с лицензированием.
Такая цифровизация позволила значительно упростить и ускорить подачу, приём, рассмотрение заявления, проверку на соответствие требованиям и предоставление разрешения. Лицензии не оформляются на бланках, заявители получают электронную выписку с QR-кодом. Сами лицензии хранятся в электронных реестрах, которые публикуются на официальных сайтах ведомств.
«Мы переводим формат взаимодействия с бизнесом в электронный вид, избавляем предпринимателя от необходимости сканировать и прикладывать большое количество документов, расширяем межведомственный обмен данными, сокращаем регламентный срок рассмотрения заявления. Если раньше для получения одной лицензии требовалось до двух месяцев, то теперь три недели, а к концу года это время сократим до двух недель», — отметил Дмитрий Григоренко.
Также сокращается количество предоставляемых документов. Сегодня для получения лицензии требуется предоставить в среднем 10 документов, к концу года этот показатель должен снизиться в два раза, а ещё через год в три.
«Сейчас мы переходим ко второму этапу реформы: с 1 по 31 декабря к электронному взаимодействию будут подключены 18 федеральных органов власти с 41 видом лицензий. Это более 600 тыс. лицензий, что составляет более 90% от общего количества действующих в данный момент лицензий. Нашей дальнейшей целью является перевод до конца 2022 года на портал Госуслуг ещё более 300 видов разрешений», — отметил Дмитрий Григоренко.
Для мониторинга хода реализации реформы разработана информационная система, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать все этапы лицензирования в разрезе вида лицензий, федеральных органов власти, их территориальных органов. Там даже есть рейтинг для ведомств, в котором верхние позиции занимают ведомства, которые действуют более эффективно.
Напоминаем, что Правительство планирует продлить ещё на год действие лицензий и разрешений, которые истекут в 2022 году. В общей сложности это коснется более 10 тыс. документов.
Срок действия уже продлевали в апреле 2020 года на 1 год для тех лицензий, которые заканчивались с 15 марта по 31 декабря прошлого года. Затем продлили на год действие разрешений, которые истекают с 1 января по 31 декабря текущего года.