+7 (812) 209-16-60

«Светофора» не будет, депутаты передумали

Законопроект об организации работы по оценке риска вовлечённости юрлиц и ИП в проведение подозрительных операций был отозван из Госдумы, хотя прошёл уже первое чтение. В Госдуму внесён новый проект, который уже не предполагает присвоения компаниям разных цветов.

25.02.2021

Вот такой неожиданный поворот — «светофор» будет бесцветным. 

Речь идёт о платформе «Знай своего клиента», через которую банки должны получать обобщённую Центробанком информацию о своих клиентах.

Отозванный законопроект

Ранее предполагалось, что деление будет происходить на 3 группы в зависимости от уровня риска вовлечённости в сомнительные операции, и этим группам будут присваиваться цвета — красный, жёлтый и зелёный. Поэтому платформу ЗСК и прозвали «светофором».

Хуже всего обстояли бы дела у «красных» клиентов, которым со стороны банков перекрывались все операции, доступ к деньгам, и завершалось сотрудничество. Более того, и в любом другом банке потом расчётный счёт им было бы не открыть. 

Можно было бы попробовать доказать свою благонадёжность, обратившись с жалобой в банк и межведомственную комиссию.

Законопроект о делении по цветам, как мы уже упоминали выше, был отозван. Вместо него был предложен другой. Хотя, надо сказать, весьма похожий на предыдущий.

Новый законопроект

Новый законопроект оставляет создание централизованного информационного сервиса «Знай своего клиента» в планах. И также предполагает деление клиентов на группы, но при этом не предполагается «раскрашивать» их разными цветами. Просто будет — низкий, средний и высокий уровень риска проведения подозрительных операций.

Изменения будут вносить всё в те же: 

  • № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 
  • № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Критерии, по которым будут разделять, будут разрабатываться ЦР совместно с Росфинмониторингом, и основываться на самых разнообразных сведениях:

  • об учредителях и руководителях юрлиц и ИП;
  • о видах и характере деятельности;
  • об аффилированности с иными юрлицами и ИП (особенно осуществляющими сомнительные операции);
  • о количестве расчётных счетов, вкладов, депозитов;
  • об операциях по счетам; 
  • будет учитываться информация, поступающая от органов власти и др.

Обещают, что тем, кто ведёт реальную деятельность, будут присваивать низкий уровень риска. Если выявится теневая составляющая, то компанию переведут на средний уровень, также это может коснуться ведущих деятельность в секторах экономики с повышенными рисками.

Высокий уровень риска будут присваивать юрлицам и ИП, которые регистрируются на подставных лиц и контролируются третьими лицами, не ведут реальную деятельность, затрудняют установление бенефициаров сомнительных операций и др. 

Интересно, что, как и в предыдущем варианте законопроекта, уровень риска смогут присваивать и сами банки — но только своим клиентам. Информация от ЦБ может служить дополнительным, а не основным фактором при принятии решений.

  • Если только финансовая организация отнесла клиента к высокой группе риска, то сохраняется действующий в настоящее время правовой инструментарий (отказы в случае возникновения подозрений в ОД/ФТ). 
  • Если же к высокому уровню риска относит Цетробанк, то предусматриваются более строгие меры.

В отношении контрагентов своего клиента банк обязан использовать только информацию ЦБ о присвоении им группы риска.

Кроме прочего, вводится понятие подозрительных операций — это операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в преступных целях, в т.ч. в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. 

В новом законопроекте для высокой группы риска тоже предусмотрены ограничения при пользовании расчётным счётом. Но прописаны и исключения — когда платёж всё же будет проведён:

  • естественно, в первую очередь в адрес Федеральной налоговой службы и внебюджетных фондов;
  • выплата зарплаты при условии перечисления НДФЛ и страховых взносов;
  • оплата расходов, необходимых для ликвидации юрлиц и ИП (в т.ч. выплата кредитов);
  • операции, связанные с передачей имущества учредителям (участникам) юрлица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и др.

Напомним, что в предыдущем законопроекте предусматривалось просто полное изъятие денег в пользу государства. По новому варианту предприниматели хотя бы смогут рассчитаться с кредиторами, но для этого им придётся ликвидировать юрлицо и ИП. 

По-прежнему остаётся возможность оспорить внесение в высокую группу риска, обратившись в межведомственную комиссию, как оспариваются любые блокировки счетов и сегодня. Если результат рассмотрения не устроит, можно обратиться в суд.

Однако законопроектом расширяется компетенция и состав межведомственной комиссии — в неё войдут ФТС, ФНС, Минэкономразвития, бизнес-омбудсмен, организации предпринимательского сообщества и др.

Как вы понимаете, инструмент остаётся, только немного видоизменённый. С его помощью Центробанк намерен осуществлять мониторинг всего банковского сектора. Сегодня с использованием современных IT-систем и новейших технологий обработки больших массивов информации это вполне реально. Как и оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов. 

Читайте также

24 апреля 2024
И снова об уведомлениях о начале предпринимательской деятельности

В Роспотребнадзоре считают, что штрафы за нарушения недостаточные и не обеспечивают «ответственного отношения к обязанности, основанной на осознании важности исполнения».

23 апреля 2024
Актуальные запросы предпринимателей учтут при обновлении нацпроекта МСП

Вопрос об актуализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» обсуждался на заседании комиссии Госсовета по направлению МСП.

22 апреля 2024
Выявлены массовые нарушения при разработке индикаторов риска

Больше всего их совершают на муниципальном уровне, сообщили региональные бизнес-омбудсмены.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить